Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, под- готовке кисти к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Это облегчает двигательную координацию, помогает преодолеть зажатость, скованность.
Мелкая ручная моторика взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Видимо, наши предки хорошо это знали, вспомните Куур-куур-куур-маш, в которых сочетаются речь и движения рук.
Любому ребенку не помешает массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры, сопровождаемые стихами, не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать, понимать смысл услышанного, и улавливать ритм речи.
(Куур куур курур маш, балапанга бидай шаш и зажимая каждый палец, представляешь, будто это человек и говоришь каждому пальчику: сен малга жем бер, сен уйды жина, сен казанды тазала и так, пока не сожмете все пальчики.)